Развитие готовности
педагога к реализации ФГОС дошкольного образования
Реализация ФГОС дошкольного образования, в первую
очередь требует от всех участников образовательных отношений правильного,
адекватного понимания и позитивного отношения к подходам и идеологии его
реализации.
Ключевая роль в этом процессе принадлежит
администрации дошкольной образовательной организации его реализующей.
Руководителю учреждения необходимо видеть и предвидеть проблемы, которые могут
возникнуть при организации образовательной деятельности на основе требований
ФГОС.
Особое внимание следует обратить на анализ имеющихся
условий, образовательного пространства относительно требований Стандарта.
Сделанный анализ позволит увидеть имеющиеся конкретные проблемы и определить
пути их решения. После выбора примерной образовательной программы дошкольного
образования в части не менее 60% и
комплекса программ, разрабатываемых участниками образовательных отношений, в
части не более 40% необходимо выстроить логическую последовательность действий
по обеспечению качества дошкольного образования на основе реализации ФГОС.
Результаты любого дела, зависят от того, кто и как это
дело делает. Именно мастерство, профессионализм и желание исполнителей
обеспечивают качество результата. Реализация требований ФГОС напрямую зависит от готовности самого
педагога дошкольного образования к этому процессу.
Система профессиональной компетентности педагога
дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций: методологическую,
психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, презентационную,
акмеологическую, икт-компетентность.
Ключевой
составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС
дошкольного образования является понимание оснований системно-деятельностного
подхода, корнями уходящего в концепцию культурно-исторической школы Л.С.
Выготского и его последователей.
Реализация
системно-деятельностного подхода предполагает умение педагога рассматривать
воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с
трех позиций. Первая – это воспитательная система всего дошкольного
образовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив и каждый
педагог стремиться упорядочить влияние всех факторов и структур
внутри-дошкольного сообщества на процесс развития воспитанников. Вторая –
воспитательное пространство группы, где и происходит наибольшее количество
актов педагогического воздействия. Третья – обеспечение индивидуальной
траектории развития ребенка (индивидуального образовательного маршрута).
Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит
совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно
выработанных целей и задач. Педагог не декларирует готовые образцы нравственной
и духовной культуры, а как бы создает, вырабатывает их вместе с детьми.
Совместный поиск и определение ценностей, норм и законов жизни в процессе
разных видов деятельности и составляет основу образовательного процесса с
детьми дошкольного возраста.
Психолого-педагогическая
компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей
дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания
и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на
каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.
Коммуникативная
компетентность заключается в практическом владении приемами общения,
позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми
участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).
Исследовательская
компетентность педагога дошкольного образования включает в себя умение
применять в практической деятельности исследовательские и
опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание
ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования
детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи
предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают
закономерности. Важной
составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования
в настоящее время является его готовность осуществлять
поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного
учреждения, группы.
Наличие
презентационной компетентности педагога выражается в умении презентовать
положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации
статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических
конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по
актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и
т.д.
Готовность
педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной
деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития
составляет акмеологическую компетентность педагога.
Информатизация
образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у
каждого педагога информационно-коммуникационной компетентности, выражающейся в
умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в
образовательном процессе.
Успешная
реализация требований федерального государственного образовательного стандарта
предполагает наличие у педагога определенных компетенций, которые определяют
его готовность и умение:
•
обеспечить
эмоциональное благополучие каждого ребенка;
•
организовать
конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создавать
условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности и материалов;
•
выстраивать
развивающее вариативное образование;
•
работать
в зоне ближайшего развития ребенка;
•
выстраивать
образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных,
авторских программ поддерживать индивидуальность ребенка и обеспечивать
развитие его потенциала, образовательных потребностей;
•
оказывать
не директивную поддержку детской инициативе, обеспечивать игровое время и
пространство трансформируемой полифункциональной среды.
Способность:
•
использовать в образовательном процессе формы
и методы сотрудничества с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и
индивидуальным особенностям;
•
выстраивать
образовательный процесс на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентируясь
на интересы и возможности каждого ребёнка;
•
поддерживать
положительное, доброжелательное отношение детей друг к другу, в том числе детей
разных возрастов и эффективного взаимодействия детей в разных видах
деятельности;
•
выстраивать
взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития
каждого ребёнка, вовлечения семей воспитанников непосредственно в
образовательный процесс.
Сопровождение
педагогов в период освоения содержания ФГОС дошкольного образования
•
Информационно-аналитическое
сопровождение через повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в
вопросах организации планирования и деятельности в соответствии с ФГОС,
знакомство со спецификой реализации ФГОС в ДОО.
•
Формирование
новых ценностно-смысловых установок и эффективной мотивации участников
образовательного процесса ДОУ к внедрению ФГОС
•
Направление
педагогов ДОУ на повышение квалификации для получения более высоких
квалификационных категорий.
•
Организация
профессионального общения педагогов через Интернет, участие в работе
видеоконференций, сетевых сообществах, действующих при кафедре дошкольного
образования, сети районных и городских методических мероприятий.
•
Разработка
индивидуальных программ самообразования педагогических работников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий